Смена языка

  • Русский
  • English

Подпишитесь на нас!

Официальная страница в вкотакте
Официальная страница в Twitter в Facebook
Официальная страница в Twitter
Официальный канал на Youtube

НИКОЛАЙ ЕВСЕНКИН О РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ


12.07.2019

Николай Евсенкин,

Исполнительный директор Ассоциации «Русский Домострой»

 Русский народный костюм как один из элементов национальной идентичности русских в прошлом, в наши дни и в будущем. Возможна ли в современном космополитическом мире сохранять приверженность к костюму и отдельным его элементам, которые на протяжении веков формировали национальную уникальность русских как этноса? На эти и ряд других вопросов шел активный поиск ответов в ходе круглого стола «Русская народная одежда: вчера, сегодня и завтра», который прошел 12. июля 2019 г. в зале семинаров Ассоциации «Русский Домострой».

Ниже приводятся основные тезисы выступления Николая Евсенкина, исполнительного директора АРД, который выступил на мероприятии с основным докладом.

Русская народная одежда (РНО) является составной частью национального самосознаний русской нации. Наряду с национальной литературой, эпосом, фольклором, песенным творческом, национальными элементами материальной культуры, народная одежда, русский народный костюм (РНК) помогают современному русскому помнить о своих корнях, иметь верные нравственные и этические ориентиры в современном мире;

Нынешнее состояние с популярностью РНО среди собственно русского населения современной России неудовлетворительно. По результатам НИП «Русская народная одежда: современный статус и потенциал развития» сделан вывод о том, что современные русские в подавляющем своем большинстве воспринимают РНК как некую экзотику, применимую в основном в качестве элемента маскарада и шоу (концерты, массовые гуляния и пр.). Русский костюм как предмет повседневного быта, к большому сожалению, практически не рассматривается.

Данное обстоятельство противоречит современному мировому тренду «Вернуться к истокам!», который заметен в наши дни практически во всех странах и на всех континентах. Традиционалисты повсеместно рассматривают национальный костюм как один из девственных барьеров на пути глобализации, которая отрывает современного человека от его национальных, религиозных, культурных и нравственных корней, делает его «послушным винтиком» бездушного механизма контроля глобалистских сил над душами и умами народов. Все чаще рубашка, блузка, кофта и сарафан, выполненные с учетом национальных традиций и орнамента, превращаются в открытую демонстрацию того, что одевающий их человек декларирует тем самым свое неприятие и протест против универсионализма и глобализации.

Русский национальный костюм знал лучшие времена. До реформ Петра Великого, особенно в период Московского Царства, наши предки видели в своих одеждах и нарядах отличительную черту особого Русского Мира и облачались в них с сознанием того, что это именно русская одежда. Русский Государь, Думский боярин и дьяк, боярские дети и дворяне, купеческое сословие и крестьянство, — все они носили лишь национальные облачения. Посещавшие Московскую Русь иноземцы отмечали отменный крой этих нарядов, их самобытность, красоту моделей и, главное, насколько тогдашние русские ценили свою национальную одежду! «Совсем не встретишь здесь в Московии то, что повсеместно у нас в Европе. Русские смотрят на наши кафтаны, чулки и жабо с недоумением и усмешкой», писал о своих впечатлениях путешествия по России во второй половине XVI века один из немецких путешественников.

Современное положение дел, когда Россия столкнулась с откровенным неприятием ее со стороны коллективного Запада, диктует необходимость реального укрепления своих духовных скреп. Наши противники ведут неприкрытую и яростную борьбу со всем русским: русской историей, культурой, традициями, с самим понятие русская нация. Все русское подвергается оболганию, осмеиванию, смешивается с грязью. Делается это по понятной причине – сильная Россия, Россия, которая вспомнила, кем она на самом деле является, а именно последним Удерживающим перед силами Тьмы, последней надеждой человечества – такая Россия внушает страх и ненависть тем, кто нацелился на последний шаг на установление мирового господства.

Ренессанс русского национального костюма, возврат к его массовому использованию современными русскими является одним из шагов в этом важном пути. Мальчики в косоворотках и девочки в нарядных фартуках, юноши в кафтанах и девушки в сарафанах, федеральных и муниципальный чиновник, депутат Государственной Думы и муниципального совета в деловом костюме, выдержанном в стиле боярского одеяния, матроны семейств, бизнес-леди и светские красавицы в душегрейках и красочных платках, — все это должно стать нашей повседневностью и проявлением настоящего вкуса. «Оденься по-русски и мысли по-русски» — таков должен быть сегодня наш лозунг!

Сферы распространения РНК:

  • Государственные и частные дошкольные детские учреждения (детские сады, центры, клубы и т.п.)

Прививать привычку и любовь к РНО нужно начинать с «младых ногтей». Сложно (но, все же, нужно) это делать применимо к современному молодому поколению (студенту, научному работнику, рабочему, сельскому труженика и офисному работнику), которое взрастало в период культурологической экспансии Запада. Одновременно с малыми формами русского детского фольклора, дошколята гораздо быстрее и органичней привыкнут к косоворотке, сарафану, портам и платьям. И эта любовь и привычка к русскому костюму сохраниться с ними в подростковые и взрослые годы.

  • Государственные и частные школьные детские учреждения (школы, лицеи, детские дома, кадетские училища, воскресные школы при православных храмах и монастырях)

Начальные классы школы представляют собой идеальной площадкой прививания русским детям любви к РНК и привычки пользоваться им. День знаний, День России, День национального единства, День родного города и края, День Победы, — эти дни празднования значимых праздников нужно и должно встречать в русской национальной одежде. Конечно, это в первую очередь, должно касаться детей из русских семей. Никакого понуждения носить русский костюм детям из семей иных национальностей быть не должно. Но и запрета нет никакого. Если ребенок из инонациональной семьи будет носить русский костюм (или отдельные его элементы), это должно только приветствовать. Тем самым, он/она и их родители показывают, что они воспринимаю российскую самоидентификацию как свою, а в ее основе лежит матрица русской национальной культуры.

  • Государственные и частные высшие, средне-специальные и технические учебные заведения (университеты, институты, колледжи, технические училища и т.п.)

Современное студенчество и русский национальный костюм являются на сегодня параллельными прямыми, которые не пересекаются и в рамках геометрии Лобачевского. Следует признать, что русское студенчество сегодня космополитично, а его культурные и поведенческие парадигмы определяются тем стандартным набором беспочвенности, который они с детских лет осваивают и осваивают из всех источников мировой информационной помойки: Интернет, ТВ, киноиндустрия, «желтая» пресса и пр. Это не их вина, но, по большей части, их беда.

РНК и его отдельные элементы может попасть в эту среду лишь в случаях их «вписывания» в модный тренд, популяризации посредством маркетинговых технологий. В этой нише иных путей просто нет. Когда современные русские юноша и девушка будут видеть значимых для них «властителей дум» (диктор на государственном ТВ канале, популярный ТВ-ведущий, комментатор, исполнитель, писатель, поэт, блогер и т.п.) в русском национальном костюме и убеждаться, что в косоворотке-картузе и сарафане-кокошнике можно выглядеть круто, это станет первым ростком в росте их национального самосознания.

  • Государственный аппарат, все ниши законодательной, исполнительной и судебной власти

На сегодня звучит экзотично, непривычно и, практически, нереально. Хотя и в истории, и в наши дни такое бывало. Скажем, к 300-летию Дома Романовых знаменитая фотосессия Романовых начала ХХ века дала мощный толчок к огромной популярности РНК во всех слоях российского общества, а появление многочисленных домов моды в Париже, Берлине, Белграде и других европейских городах с акцентом на русскую костюмную традицию стало одним из следствий этого культурного феномена.

Отказ от безликого делового костюма в пользу национально может происходить очень быстро. Вспомним революцию в Иране, что произошла 40 лет назад, когда одномоментно и политики и чиновники отказались от западного костюма в пользу делового сюртука, за которым стоит многовековая история иранского мужского костюма. Иранские чиновники и политики в этих костюмах выглядят элегантно и стильно.

Этот тренд заметен и на просторах бывшего Союза. Депутаты парламента Туркмении носят национальные головные уборы; нечто похожее можно видеть во время заседаний парламента Киргизии. Все это освежает взгляд и привносит национальных колорит.

А вспомним как в 90-ые В.В. Жириновский своим примером по-сути реанимировал любовь русских к картузу?! Так что в этих социальных группах, которые по долгу службы является Государевыми слугами (обслуживают государство), нужно и должно внедрять привычку и любовь к РНК. Пусть российские дипломаты встречаются со своими иностранными коллегами в костюмах, стилизованных под наряды русских дьяков из Посольского приказа!

Государственная поддержка РНК:

К настоящему времени Государство Российское пока не как не формулировало свой подход к вопросу «Место РНК в текстильной индустрии России и его роль в качестве одного из духовных скреп современного русского человека». Ниша «производство РНК» никак отдельно не прописана ни в каких государственных программах оказания российской промышленности в целом, и легкой промышленности, в частности. Объяснение данного обстоятельства одно – современное русское общество в своей повседневной жизни в основном утратило культуру использования РНК и для ее восстановления необходима действенная помощь государства.

Внятная государственная политика в этом направлении поможет государству решить несколько крайне важных идеологических, политических, нравственных и экономических задач, в т.ч. (1) укрепление национальной самоидентификации русских как государственно-образующей нации России. Здоровая русская нация – основа благополучия и благоденствия многонациональной Российской Державы. Взращённый в духе национальной русской традиции гражданин России русского происхождения – надежда и опора огромного Русского Мира. Без Русского человека Русский Мир распадётся на десятки и сотни малосвязанных между собой образований, которые станут легкой добычей алчных дельцов глобальной экономики; (2) противодействие политики русофобских зарубежных центров по размыванию самосознания русской нации, внедрению абсурдных и антинаучных, но вредоносных идей якобы не существования русской нации как таковой.

Иван, не помнящий своего родства и не знающий своей культуры, идеальный человеческий шлак, которые хотели бы видеть в качестве русского исторические враги России. И наоборот, русский, который любит свою культуру, блюдет свою православную веру, национальные традиции и знает свою историю, такой русский никогда не станет легкой добычей манипуляций этих доброхотов; (3) развитие отдельной ниши отечественного текстильного производства, продукция которой может охватить несколько сегментов: от высокой моды до массового продукта.

Помимо полноценных швейных производств (фабрики, цеха и т.п.) в производство русского национального костюма во всех его нишах могут быть вовлечены сотни и тысячи ателье, артелей, мастериц-надомниц, швей-любительниц. Это будет способствовать возрождению и популяризации многих уникальных швейных технологий, которыми издревле славились русские женщины.

Фото-обзор мероприятия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © АССОЦИАЦИЯ «РУССКИЙ ДОМОСТРОЙ». При использовании материалов прямая ссылка на источник обязательна.
Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial