Мастер-класс «Золотые россыпи нижегородских промыслов» в МВК РАХ

Российская академия художеств в рамках Всероссийского творческо-образовательного проекта «Академики – молодым художникам и ученым», приуроченного к Году педагога и наставника, подготовила мастер-класс «Золотые россыпи нижегородских промыслов». Он состоялся 26 октября 2023 года в 14:00 в зале «Яблоко» МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка,19).

В мероприятии, организованном Отделением декоративных искусств РАХ и Управлением по координации академического художественного образования РАХ, приняли участие: академик и член Президиума РАХ Любовь Ивановна Савельева, академик РАХ Николай Александрович Гущин, сотрудники аппарата Президиума РАХ, мастера Нижегородской области и учащиеся московских художественных школ и вузов. Художники представят каждый свой промысел, покажут поэтапное выполнение изделия и расскажут о характерных приемах. Присоединиться к мастер-классу могли все желающие — вход на мероприятие свободный, без предварительной регистрации.

В программе мастер-классов:
Хохломская роспись — Лушина Надежда Александровна; Гущин Николай Александрович.
Балахнинские кружева — Котова Галина Александровна.
Городецкая роспись — Приваловская Наталья Семеновна.
Городецкая золотная вышивка — Калягина Ольга Юрьевна.
Казаковская филигрань — Тупичкин Борис Иванович.
Полхов-майданская роспись — Привалова Юлия Сергеевна.
Семеновская матрешка — Коротков Денис Олегович.
Чкаловский гипюр — Харламова Наталья Владимировна, Сапсай Полина Николаевна.

Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 год — центр Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 по 1936 год — Ковернинского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 по 1990 год — Горьковской области, ныне центр Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Балахнинские кружева — русский народный художественный промысел по плетению кружев на коклюшках, возникший в городе Балахне и его окрестностях предположительно в XVIII веке. Технология изготовления балахненского кружева наиболее трудоёмкая из существующих в России.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая золотная вышивка — это вид русского народного промысла, рукодельное вышивание золотыми и серебряными нитями по натуральному шёлку. Возникла в XVII веке в городе Городец (Нижегородская область). В настоящей, исконной городецкой золотной вышивке, мастера и мастерицы вышивают по шёлку, однако в современности также распространено использование и более простых и дешёвых тканевых материалов: льна, шерсти, хлопка и другого тому подобного. Городецкая золотная вышивка чаще всего представляет собой орнаментальные узоры, а также сказочные изображения птиц и зверей. В конце XIX века пользовалась бешеной популярностью во Франции — местные модницы с большой охотой скупали роскошные наряды, украшенные городецкой вышивкой.

Казаковская филингрань – самобытное направление художественной обработки металла в селе Казаково Нижегородской области сформировалось под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий нового промысла, начавшего свою деятельность с середины 1930-х гг. На основе местных промыслов в 1939 года в селе Казачково Вачского района Нижегородской области была создана первая артельпо производству сканых изделий «Металлист»,организатором производства которой стала выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О.И.Тараканова. Казаковцы освоили технику зерни — украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни — спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок.

Полховско-майданская роспись — русское декоративно-прикладное искусство, производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, подставки — щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Семеновская матрешка — один из уникальных и самых узнаваемых символов России. Появился этот сувенир в конце XIX века. Первая семеновская матрешка была сделана умелым токарем Аверьяном Вагиным из деревни Мериново, которая была расположена в 8 км от Семенова. Его сын принес деревянную куклу, сделанную в Сергиев-Посаде, окрашенную в светло-зеленый цвет, и изображающую человека с усами и бородой. По аналогии с пасхальными яйцами Вагин решил сделать деревянную куклу из двух частей. Это был прототип Семеновской матрешки. Первая матрешка была окрашена в пурпурный цвет. Особенно интересны были деревянные матрешки сделаны Вагиным: лысый человек с бородой и усами, дородный мужчина в шляпе пальто. Постепенно был сформирован определенный семеновский стиль живописи матрешек, который в отличие от Сергиево-Посадского стиля росписи матрешек был более красочным и ярким. Художники Семенова использовали старые традиции применения цветочного орнамента. Они оставляли большие неокрашенные участки дерева и рисовали матрешку анилиновыми красками, а затем покрывали лаком. И поныне, прежде всего, рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове матрешки, юбку, фартук, рукава. В основе композиции семеновской матрешки, является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета — красный, синий и желтый, из них они делают различные комбинации цвета платка, платья и фартука. Центральная декоративная часть матрешки на фартуке традиционно написана асимметрично и смещена немного вправо.

Чкаловский гипюр — в конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известной под названием «гипюр» (от французского «guipure» — «воздушная вышивка»). Прозрачностью и легкостью эта вышивка напоминает кружево. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, которые вышивальшицы называют «цветками». Существует около 50 видов швов и разделок, которыми заполняются цветки. В первой четверти ХХ века местные мастерицы стали объединяться в артели. Первая из них — Трудовая артель по строчке и вышивке белья в селе Катунки. Основала её в 1924 году талантливая вышивальщица Софья Николаевна Дубынина. Ей удалось собрать мастериц в сплоченный коллектив и поставить производство изделий на поток. Позднее были организованы Новинская, Пуреховская и другие строчевые артели. В январе 1927 года создаётся артель в районном центре Василёво (с 1937 года — им. Валерия Чкалова). Артель успешно наладила выпуск покрывал, накидок скатертей и занавесей с ажурной ручной вышивкой. В 1945-1960 годах — расцвет производства «горьковского гипюра». В 1960 году артель им. Валерия Чкалова преобразована в Чкаловскую строчевышивальную фабрику, артели в Катунках, Пурехе и др. стали отделениями фабрики — закончилась эпоха существования мелких промысловых артелей.

Ведущий мастер-класса: Гущин Николай Александрович — академик Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации.
Руководители проекта: академик-секретарь Отделения декоративных искусств РАХ Л.И.Савельева и начальник Управления по координации академического художественного образования РАХ, академик РАХ Н.Ф. Ломова.
Куратор проекта: член-корреспондент РАХ В.И. Зубрицкий.
Координаторы проекта: консультант Отделения декоративных искусств О.Ю. Власова, А.С. Коннова.
Дополнительная информация: 8(499)766-97-87; 8(495)645-80-48

О художниках:
Николай Александрович Гущин родился в деревне Глибино Ковернинского района Горьковской области. Окончил художественно-графическое отделение Городецкого педагогического училища (1980) и художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института (1988). Член Союза художников России с 1989 года. С 1987 по 2003 год – главный художник Семинской, а затем Ковернинской фабрики «Хохломской художник». Имеет почетное звание «Народный художник Российской Федерации» (2001). Лауреат премии Губернатора Нижегородской области «Душа России» (2010). В 2013 году Н. Гущину был вручен орден «Дружбы». С 2011 года – директор Нижегородского художественного училища. Участник многочисленных федеральных, региональных и зарубежных выставок. Работы Никлая Гущина находятся в собраниях отечественных музеев, в коллекциях художественных галерей и частных собраниях России и за рубежом.

Надежда Александровна Лушина — потомственный мастер хохломской росписи. Родилась в д.Тонково Городецкого района Горьковской области. Получила средне-специальное образование в Семеновском техникуме художественной обработки дерева (1974 г.). С 1969 по 1974 гг. работала художником IV категории по хохломской росписи Семинской фабрики «Хохломский художник». С 1974 по 1991 гг. была заведующей ассортиментным кабинетом ПКБ Управления художественных промыслов горьковского облисполкома. С 1999 г. и по настоящее время Н.А.Лушина является учебным мастером 1-категории кафедры художественного проектирования интерьеров Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Член союза художников России с 1995 г. С 2012 г. — Председатель секции народного искусства Нижегородского отделения СХ России. Надежда Александровна Лушина — экспонент региональных «Большая Волга», всероссийских выставок. Персональные выставки прошли в Государственном музее декоративно-прикладного искусства (Москва, 1998 г.), НГИАМЗ (2002 г.), НГВК (2017 г. «Корни»).

Галина Александровна Котова – мастер по кружевоплетению, член Союза художников России с 2010 года, член Международной ассоциации игольного и коклюшечного кружева OIDFA с 2013 года, организатор и руководитель «народной» мастерской «Балахнинские узоры» с 1992 года. Лауреат премии губернатора Нижегородской области «Душа России» 2005 года. Галина Александровна является подлинным хранителем и продолжателем традиций старинного искусства кружевоплетения в «балахонском манере». Глубокое изучение наследия кружевниц прошлого, мастерство владения разнообразными техническими приемами позволяют ей создавать уникальные работы, достойные самой высокой оценки.

Наталья Семеновна Приваловская родилась в г.Городец. В школьные годы посещала кружок «Городецкая роспись». После окончания средней школы поступила в училище № 30 и закончила его с отличием. С 1981 года принята на фабрику «Городецкая роспись». В 1989 году переведена в экспериментально-художественную лабораторию, где раскрывается талант молодой художницы. Она принимает участие в городских, областных и Всероссийских выставках. В 1994 году в г.Москве стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Закончила Московский педагогический университет им. М. Шолохова на отделении декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. С 1998 года — член Союза художников России. За большую творческую работу награждена многими грамотами и дипломами. В 1997 году — медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2 степени». В 2008 году — Дипломом выставки в Париже. В 2009 году — участник фестиваля в Болгарии, в 2010 — дипломант фестиваля «Русские сезоны» в Париже, в 2011 — дипломант фестиваля «Масленица в Стокгольме» и лауреат I премии в номинации «Народная игрушка» на Всероссийской выставке в Москве «Ладья-2011». Сегодня Наталья Семеновна главный художник фабрики «Городецкая роспись».

Ольга Юрьевна Калягина родилась в г. Городце. Там же окончила ПТУ по специальности «вышивальщица машинной вышивки». После окончания Московского художественно-промышленного училища им. Калинина работала на строчевышивальной фабрике в г.Бор художником по вышивке, а затем в Городецкой строчевышивальной фабрике художником экспериментальной группы по вышивке. В настоящее время является свободным художником, живет и работает в г.Семенов Нижегородской области. За свои работы она неоднократно награждалась дипломами на различных выставках. В 1987 году Калягина получила Почетный диплом Министерства легкой промышленности РСФСР за создание высокохудожественных произведений НХП. Вместе со своими коллегами Ольга Юрьевна принимает участие в российских и зарубежных выставках. Калягина является лауреатом 1-й премии «Молодые дарования» в области литературы и искусства за 1992 год. В 1993 году за высокие результаты ей была присвоена 1-я категория художника. Член Союза художников России с 2010 года. В своих работах она применяет многоцветную гладьевую технику, вместе с золотыми и серебряными нитями широко использует бисерное шитье, стеклярус, стразы, заставляющие вышивку играть и переливаться. Яркие образы, сказочные мотивы, фантазии воплощаются в неповторимых запоминающихся узорах шалей, платков и разнообразных панно.

Юлия Сергеевна Привалова родилась в г.Горьком. Закончила Нижегородский областной колледж культуры по специальности декоративно-прикладное творчество, затем — Санкт-Петербургский университет культуры и искусств (СПбГУКИ), специальность: менеджер социально-культурных технологий (2005-2010, г. Санкт-Петербург). После окончания НОКК работала педагогом кружка «Городецкая роспись» в детском клубе им. Гайдара г.Нижний Новгород, недолгое время работала художником на фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель», г. Нижний Новгород. После переезда в Краснобаковский район работала в МАУК «МЦКС» Краснобаковского района работала в должности заведующей сектором народно-прикладного творчества Краснобаковского Дома ремесел и руководителем кружка «Городецкая сказка». В кружке ребята знакомятся с традициями промысла городецкая роспись, изучают основные элементы росписи. Занятия разбиты на 3 блока: цветочный, птицы и звери, сюжетный. Работы выполняют только в традиции. Кружок «Городецкая сказка» – лауреат 1, 2, 3 степени областных, всероссийских и международных конкурсов по декоративно-прикладному творчеству. Юлия Привалова принимает участие в различных конкурсах, фестивалях и выставках районного, областного, всероссийского, международного уровня.

Борис Иванович Тупичкин родился в 1959 году, в Первомайском районе, Горьковской области. Окончил Павловское техническое училище №7 по специальности гравер по художественной обработке металла в 1978 году. В 1978 году начал работать в экспериментальной группе ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (с. Казаково Вачского р-на) гравером 4 разряда. В 1992 году назначен главным художником. Благодаря его таланту ассортимент предприятия пополнился самыми разнообразными изделиями. Борис Иванович — участник региональных и всероссийских выставок мастеров народных художественных промыслов.

Денис Олегович Коротков родился в городе Семёнов. В 2009 году поступил в Тимирязевскую академию на факультет экономической кибернетики. В 2013 году окончил бакалавриат, а в 2015 — магистратуру. Окончив институт вернулся на предприятие, где кроме исполнения должностных обязанностей старшего менеджера стал обучатся семеновской и мериновской традиции росписи матрешек. В 2018 году начал регулярно принимать участие в выставках по линии Союза Художников, а в 2022 году стал членом Союза художников России Нижегородского отделения. В 2019 году поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств имени И.Е.Репина на факультет теории и истории искусств, которую с отличием окончил в 2023 году. Основная сфера практического интереса в создании и росписи семеновской и мериновской матрёшек: решение проблем формы, композиции, колорита и их сочетания. Основной теоретический интерес заключается в изучении проблем стиля и художественно-стилевых особенностей в изделиях народных художественных промыслов.

Харламова Наталья Владимировна родилась 17 декабря 1965 года в деревне Бриляково Городецкого района Горьковской области. С первых лет работы, после окончания Московского художественно-промышленного училища им. Калинина, проявила себя как талантливый и грамотный специалист. С февраля 1987 года она начала свою работу художником экспериментальной группы строчевышивальной фабрики (теперь ЗАО «Гипюр»). Наталья Владимировна в совершенстве владеет техникой вышивки «Нижегородский гипюр». На основе архивных документов и печатных изданий ею составлена полная таблица элементов и разделок вышивки нижегородского гипюра. За годы работы Харламова неоднократно отмечена почетными грамотами от министерства культуры и департамента НХП, благодарственным письмом от губернатора Нижегородской области. С 2005 года является членом Союза художников России, что расширило круг ее творческой и выставочной деятельности. С 2006 по 2021 год была членом художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области при Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области. В 2012 году удостоена звания «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области». С 2014 году окончила исторический факультет Нижегородского филиала Университета российской академии образования по специальности — культуролог, арт – менеджер. С 2018 года работает в должности главного художника ЗАО «Гипюр». В 2022 году была награждена «Почетной грамотой» Министерства промышленности и торговли РФ и «Благодарностью» от Министерства культуры РФ. Наталья Владимировна сохраняет и достойно продолжает в своем творчестве традиции известного промысла.

Сапсай Полина Николаевна родилась в 1990 году в городе Чкаловск Нижегородской области. В 2012 году окончила ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», присуждена квалификация религиовед. Преподаватель по специальности «Религиоведение». В 2020 году поступила на работу в ЗАО «Гипюр» на должность «Инженера — технолога». В 2021 году Полина Николаевна переведена на должность «Художника». В 2022 году прошла профессиональную переподготовку в ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте», присвоена квалификация «Экскурсовод (гид), организатор экскурсий». П.Н.Сапсай занимается творческой работой, участвует в районных, областных, международных выставках и конкурсах: в 2022 году Полина Николаевна принимала участие в съемках фильма «Нижегородский Гипюр» из цикла передач «Пряничный домик» для телеканала «Культура». В 2023 году награждена «Благодарностью» от губернатора Нижегородской области за добросовестный труд, высокие достижения в профессиональной деятельности. Полина Николаевна сохраняет и развивает народный художественный промысел вышивки «Нижегородский гипюр», чем вносит свой вклад в духовную и материальную культуру России.

ИСТОЧНИК

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *